Дизайн Студия "Вдохновение"



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Взгляд истории

Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри. Часть 2.
То ли ещё будет...

Незадолго до открытия летних Олимпийских игр в Москве в музыкальных магазинах появился один из первых сольных дисков-гигантов Аллы Пугачёвой с многообещающим названием "То ли ещё будет... "На дворе стоял 1980 год, до изобретения Photoshop ещё было десять лет, а до его широкого распространения у нас в стране и того больше. Качество оформления конверта сильно отличалось от всего того, во что были упакованы пластинки тех лет выпускаемые в СССР. Уж слишком "фирменно" он выглядел. При внимательном рассмотрении на оборотной стороне, внизу можно было увидеть две фамилии авторов этой работы — А. Сальников и Ю. Аксёнов. Это была первая увиденная мною цветная фотомонтажная работа растиражированная фирмой "Мелодия" в невероятных количествах по всему Советскому Союзу, а тиражи тогда были сотни тысяч экземпляров, не считая переизданий. В небе, посреди плывущих облаков, в распахнутом окне стояла певица. И если бы размер окна был чуть больше или фигура в нём чуть-чуть меньше, а сами облака аккуратнее нарисованы аэрографом, догадаться, как выполнен этот сюрреалистический сюжет, а ля Сальвадор Дали, было бы просто невозможно. Вспоминаю как долго я разглядывал эту обложку пытаясь понять секрет её изготовления. Ведь это явно был не рисунок и сфотографировать так было невозможно. Может быть тогда у меня впервые появилась мысль сделать что-нибудь подобное. Собственно говоря, высокопрофессиональная фотомонтажная работа всегда заставляет зрителя задуматься как увиденное создано? Благодаря этому она надолго остаётся в памяти. Таким было начало качественно нового витка развития фотомонтажных работ. Цветные фотомонтажи значительно усложняются технологически. Это различие сопоставимо со съёмкой, проявкой и печатью между чёрно-белой и цветной фотографиями. Если в альбоме Житомирского автор в пояснениях к своим работам говорит, что некоторые детали для своих фотомонтажей он брал из публикаций в переодической печати (вопрос об авторском праве в те времена попросту не существовал), то для цветных фотомонтажных работ такая постановка вопроса была недопустима. Хотя бы потому что репродуцирование готовых работ, даже четверть века назад, производилась высококлассной, профессиональной аппаратурой и в случае финишной пересъёмка на слайд полиграфический растр при цветоделении мог дать эффект муара и как следствие испорченный тираж. Кроме всего прочего существовал своеобразный кодекс чести: так как работы были авторскими, то и использовать нужно было сделанное своими руками, а не брать"картинки из журнала". Все съёмки для цветных фотомонтажных работ, будь то эстрадные или цирковые плакаты (рекламы в стране с распределительной системой просто не существовало — она была не нужна) или обложки грампластинок велись только "вживую" и только под конкретный заказ, так как трудоёмкость и себестоимость таких оригинал-макетов были очень высоки. Их средняя себестоимость приближалась к месячному окладу советского инженера за счёт цены цветной, ручной печати и широкой фотоплёнки "Kodak". Если о создателях чёрно-белых фотомонтажных работ можно прочитать практически в любой художественной энциклопедии, то об авторах цветных, по крайней мере "доперестроечного" времени вы нигде не найдёте ни слова. И вот по какой причине. Время, когда в нашей стране начали появляться первые цветные фотомонтажные плакаты, пришлось на конец 70-х — начало 80-х годов, то есть на самый "застой". Ни техника, ни расходные материалы (цветная "фирменная" фотоплёнка, аналогичная фотобумага, картон и хромэрзац для основы будущей работы), без которых невозможно было бы сделать что-либо достойное, официально нигде не продавались, а могли быть приобретены государством за валюту для крупных издательств. По сути своей вся эта деятельность носила противоправный характер уже только по вышеназванной причине, за что автор этих строк чуть было и не пострадал ещё в 1989 году. Рекламных агентств в те времена не существовало. Этот пробел в огромной стране и постарались заполнить три независящих друг от друга предприимчивых фотографа. Даже по сегодняшним меркам очень хорошо оснащённые издательской аппаратурой (фотоаппараты Mamiya, Hasselblad), они имели отлично налаженные связи с филармониями и отдельными артистами, где "каждый возделывал свой сад", благо пространства хватало всем. Разъезжая по просторам СССР, они фотографировали всевозможные варьете, хоры, ансамбли и первые рок-группы, всегда нуждавшиеся в красочных плакатах для своих гастрольных выступлений. По возвращении в Москву печатали цветные фотографии больших размеров (до 60 х 90 см), после чего искали молодых неординарных художников, способных творчески переработать отснятый материал и создать (часто из разнородных элементов, к моменту изготовления плаката в коллективе менялись люди — вот когда нужен был правдоподобный монтаж) красочный плакат. Существовали только две разновидности эстрадных плакатов, резко отличавшихся друг от друга: выполненные формально из слайда с казённым типографским шрифтовым набором (может быть ещё с тех пор приходится слышать от некоторых фотографов что буквы "отвлекают" от "картинки") и более редкий — фотомонтажный, выполненный профессиональным художником, где надписи и видеоряд органично дополняют друг друга и составляют единое и неделимое целое. Часто, несмотря на отличное оборудование и качественные материалы, исходные фотографии были весьма невысокого качества, а потому нуждались в очень утомительном и кропотливом фоторетушировании. Вероятнее всего, это было связано с несовершенством освещения в момент съёмки. Понятно, что переносную студию с собой никто не возил — их просто на тот момент не существовало! Число одновременно работавших на этом поприще плакатистов никогда не превышало 10 человек. Каждый работал самостоятельно и большинство знали друг друга, практически все были профессиональными художниками, членами Городского комитета художников-графиков, получившими образование либо в "Строгановке", либо в МАРХИ. Именно поэтому, несмотря на все перечисленные выше трудности, большинство работ того времени соответствовали лучшим мировым образцам. Их и сегодня не стыдно представить на суд зрителей. Самыми лучшими работами того времени были, пожалуй, работы Юрия Балашова. Неслучайно в годы перестройки он был приглашён на работу в Центр Стаса Намина. Очень активно и плодотворно работали Сергей Власов с Юрием Широченковым в творческом альянсе с фотографом Григорием Кузьминым, в мастерской которых выполнял свои курсовые проекты и дипломную работу автор этих строк, заканчивая художественное училище. Несколько позже, во второй половине 80-х годов свет увидели оригинальные работы Виктора Щербака и Сергея Бурова, которые не только придумывали и создавали свои работы, но и самостоятельно осуществляли постановочную съёмку. Как же всё-таки создавались подобные работы когда ещё не существовал Photoshop?

Как это было на самом деле

Прежде чем приступить к выполнению фотосъёмки нужно было максимально чётко представлять конечный итог всей работы. Учитывая жесткие условия последней и хронический дефицит расходных материалов подобный опыт приходил сравнительно быстро. После проведения постановочной съёмки или получения художником готового отпечатка на кальке прорисовывался эскиз в точный размер, или немного крупнее, будущей работы. Увеличение не должно было превосходить полуторократный размер. Оно позволяло скрыть все шероховатости монтажа при уменьшении до нужного размера, но одновременно создавало проблемы при транспортировке готовой работы из мастерской в фотостудию для репродукционной съёмки на слайд. Кроме этого большее увеличение нарушало масштабность восприятия готовой работы. На хромэрзаце, выклеенном на картоне, аэрографом при помощи масок (как и в Photoshope) рисовался фон с необходимыми надписями. Как правило съёмки проводились в импровизированных студиях, на сценах клубов или домов культуры, а на плакатах или обложках фон имел сюрреалистический вид — за что и ценились подобные работы. Итоговая работа создавалась на основе фотографии, но сфотографировать такое было невозможно и эта тайна выделяла подобные работы из общей массы. После проведения всех подготовительных работ, вырезанную специальным резаком фотографию наклеивали при помощи резинового клея на основу. Склеенный и отретушированный монтаж иногда обрабатывали аэрографом с цветной тушью, это позволяло "увести" швы от склейки отдельных частей фотографии в свет или в тень (своего рода дополнительная светопись). Жёлтая или голубая тушь иногда заменяли отсутствовавшие во время съёмки компенсационные фильтры. Готовый оригинал-макет должен был быть идеально ровням. Неаккуратно наклеенная живописная основа плаката, а поверх него монтаж из фотоотпечатков при репродуцировании могли начать бликовать. Малейшие пылинки, оседавшие и прилипавшие к поверхности готовой работы при напылении туши аэрографом, при студийном освещении вольфрамово-галогеновыми лампами начинали светиться маленькими белыми искорками, применение поляризационных фильтров не всегда могли исправить ситуацию — просто нужно было всё переделывать. Уже в то время мы при постановочной съёмке начинали экспериментировать с цветной контровой подсветкой длинных волос рок-музыкантов (о флешметрах тогда и не слышали), устанавливая на FIL-106 (на галогене он сгорали) самодельные цветные фильтры. Возникшее в середине 80-х годов кооперативное движение породило спрос на новый вид продукции — календари. Обложки дисков и листовые календари часто стали носить серийный характер. Грамотно придумать, а главное суметь реализовать задуманное в оригинал-макете для серии было значительно труднее. В этом случае каждая последующая работа должна была логически быть связана и перекликаться с предыдущей. Но вершиной исполнительского мастерства во всём мире считалось и считается по сей день цельная, единая композиция из многих фигур или предметов.

Погружение в цифровое пространство или что такое кибердизайн?

Но время не стоит на месте. С бурным развитием компьютерных технологий произошла техническая революция и в фотомонтаже. Сегодня уже никого не удивляет,что наряду с традиционной химической фотографией о себе полноправно заявляет и цифровая, более того она уже начинает доминировать. И фотографы, и художники пополняют свой арсенал компьютерами, сканерами и принтерами. Практически каждый имеет электронные архивы своих работ, которые стараются разместить в Интернете. Многие пытаются создавать собственные фотомонтажные работы, которые теперь стали называться кибердизайном. Сам этот процесс значительно упростился и ускорился и уже давно не нужно бегать за редакционными фотографами уговаривая их продать просроченную плёнку, опасаясь при этом быть пойманным за руку и обвиненным в скупке краденного у государства. А где начинается работа с компьютерами и обработка растровых изображений, там практически всегда присутствует замечательная программа Photoshop. Созданная английской фирмой Adobe как редакционно-издательская, она сегодня является мировым лидером в области фотодизайна и обработки изображений, продолжая постоянно совершенствоваться. Так начался очередной, качественно новый виток в развитии фотомонтажных работ. Используя для размещения изображений, текста и других элементов дизайна произвольное количество объёмных слоёв, можно в любой момент удалить, просмотреть или "спрятать" тот или иной из них. Широкий набор инструментов программы включает в себя традиционные для фоторетушеров кисть, карандаш, ластик и аэрограф. Сохраняя реалистичность фотографий, Photoshop даёт возможность управлять светом и цветом, применять фильтры для получения спецэффектов после завершения фотосъёмок. Как любой вид искусства, искусство фотографии имеет свои границы возможного, расширить которые позволяет компьютерный фотомонтаж. Сегодня он находит применение в самых разных сферах. Практически исчезла политическая сатира со страниц наших журналов, но как и во всём мире без него немыслима реклама и шоу-бизнес. Создавая "реальную нереальность" в многоплановых композициях современный фотомонтаж предоставляет возможность при необходимости быстро заменить отдельные элементы изображения или поменять их местами, практически мгновенно изменить их цвет, масштаб и многое, многое другое. Это бывает необходимо оперативно осуществить, например, для театральных плакатов, когда на гастроли вместо заболевшего артиста должен уезжать другой, но раньше чисто технологические процессы создавали массу проблем при подобных изменениях. Практически сегодня возможно всё о чём мы и мечтать не могли двадцать, да что там двадцать, десять лет назад. Метод компьютерного фотомонтажа сегодня практически незаменим при изготовлении театральных буклетов и в индустрии моды. В этом случае фотосессия артиста или фотомодели происходит в студии, а затем размещается в соответствующих "декорациях", которые могут быть сфотографированы на другом конце земли. За рубежом, да и у нас существуют целые фирмы специализирующиеся на выпуске компакт-дисков с оцифрованными фотоизображениями при помощи которых можно создавать практически всё из перечисленного выше.

Диалектика фотомонтажа

Как и в начале своего пути лучшие фотомонтажные работы стали экспонироваться в музеях. За рубежом не редкость специализированные издания высокохудожественных фотомонтажных работ, в которых они систематизированы по темам: реклама, природа, люди, животные, фантастика и т. д. , тиражируются авторские постеры известных мастеров для украшения интерьеров. Смею предположить, что широкое распространение домашних компьютеров, издание специализированной литературы и неизбежное снижение цен на цифровые камеры обязательно подхлестнёт интерес и желание попробовать свои силы в этом виде творчества. Постепенно количество начнёт переходить в качество, а проделанная кропотливая и трудоёмкая работа обрадует вас и ваших друзей. Всё будет зависеть только от совокупности знаний, художественного вкуса и мастерства будущих авторов.

Погорелый Сергей

Об авторе:

Погорелый Сергей Ефимович
С конца 80-х годов занимался оформлением грампластинок на фирме “Мелодия”.
В настоящее время продолжает работать в жанре кибердизайна (в недалёком прошлом классического фотомонтажа),используя авторскую фотосъёмку и графику. Сфера разработок разнопланова.Автор популярных статей по фотомонтажу и графическому дизайну.
Участник и дипломант многих выставок.
Член профессионального союза художников, Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, а также Международной ассоциации “Союз дизайнеров”.

Категория: Взгляд истории | Добавил: Sonar (16.11.2009) | Автор: Дмитрий
Просмотров: 3143 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота
19.07.2025
23:44
Категории каталога
Об обработке фотографий [2]
Взгляд истории [3]
Разное [1]
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Мини-чат
200
Наш опрос
Вы оформляете свои фото?
Всего ответов: 115
Нечто интересное.

Дизайн Студия "Вдохновение" © 2025
Используются технологии uCoz